Ведущий семинара Филипп Стасс — психоаналитик (Бельгия), член Всемирной психоаналитической ассоциации, Школы Фрейдового Дела, Новой Лакановской Школы, преподаватель клинической секции в Брюсселе.
Теоретическая часть — Филипп Стасс.
Клиническая часть – традиционно, представление клинических случаев из практики психоаналитиков с разбором и дискуссией. Акцент будет сделан на кризисных моментах в психоаналитической практике, работе с кризисными состояниями анализантов в начале и в процессе работы с ними.
Представят клинические случаи: Вольных Юрий, Ювченко Полина, Винов Игорь, Милотворская Виктория, Рымарь Ирина, Мезина Наталья.
Текст Филиппа Стасса «Кризис, вера и переход»
Жил-был однажды… и вдруг – кризис. С этого начинается большинство анализов, не правда ли? Субъект страдает от непереносимости бытия, он охвачен сомнениями, терзаем тревогой… говоря короче, он больше не верит в себя. Возглас «кто я?» возносится из бездны. Симптом проявляется в реальном.
Субъект начинает с жалобных литаний… о пережитых травматических испытаниях, незначительных или серьезных… вплоть до рассказов о столкновении со смертью…
Необходимо время, чтобы симптом стянулся вокруг нескольких господствующих означающих: отца, смерти, молчания – вокруг семейного наследия, которое досталось как обязательство, а затем укоренилось – и наслаждения, которое затянуто этим узлом. Необходимо время, чтобы падение идентификаций обнажило центральную пустоту, которую субъект укрывал посредством фантазма. Большой Другой является в своей пустотности. Субъект более не может в него верить.
И снова кризис: но что же остается, когда он минует? Субъект сведен к пустоте, он соответствует тому ничто, что донедавна скрывало объект. К месту изложения, воплощенному в теле, где остаются отметины симптома, сводится предполагаемое существование.
В этот момент осуществляется переход, который субъект реализует не без боли – кризис все еще длится –, но и не без улыбки.
Когда он оказывается лицом к реальному, ему в нем открывается иная позиция: то реальное, где благодаря новому знанию можно осуществить соскальзывание через перемену обращения с симптомом.
Не является ли всякий анализ кризисом, кризисом веры субъекта?
Перевод: Юрий Вольных, Полина Ювченко